Доступная среда

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

“Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб”
В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

            Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, “особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…”

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!

            С деятельностью детского сада «Светлячок» ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель можно познакомиться в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу svetlyachok.minobr63.ru (сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения).

Наш объект, расположенный по адресу г.о. Кинель, п.г.т. Алексеевка ул. Невская, 4-а, и предоставляемые в нем услуги имеют доступность для инвалидов и детей с ОВЗ в специально выделенных помещениях

  • В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением речи.
  • Ваш ребенок может посещать группы комбинированной направленности при наличии заключения ПМПК.
  • Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы от специалистов детского сада.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

 

о специально оборудованных учебных кабинетах:

Наличие оборудованных помещений, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В 2019 году в рамках Программы «Доступная среда Самарской области» в детском саду оборудован один из входов  пандусом, расширены дверные проемы в учебный блок – группа, кабинет психолога, физкультурный зал, приобретено оборудование для организации коррекционно-развивающего сопровождения.

 Физкультурный зал предназначен для проведения физкультурных и   музыкальных занятий, гимнастики, досугов, праздников и развлечений. Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий, зал работает по специальному графику. В зале имеется:

– оборудование для занятий спортом (гимнастические скамейки, мягкие спортивные модули, мячи, обручи, кегли и т.д.),

-Пианино, музыкальный центр.

Музыкальный зал предназначен для проведения     музыкальных занятий, гимнастики, досугов, праздников и развлечений. Для удобства и координации работы   музыкальных мероприятий, зал работает по специальному графику. В зале имеется:

-Пианино, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты

-мультимедийное оборудование.

 Кибинет психолога оснащен шкафами, тумбочками, магнитной доской, наборным полотном, компьютером, принтером, сенсорным оборудованием для релаксации и занятий, дисками  с    музыкой   для релаксации, диагностическими пособиями, дидактическими   материалами , конструкторами, развивающими играми.

Логопедический кабинет оснащен шкафами, тумбочками, магнитной доской, наборным полотном, ноутбуком, дисками  с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки  для релаксации, музыкального сопровождения для  физминуток и подвижных игр, настенным большим зеркалом с ширмой, индивидуальными маленькими  зеркалами, различными дидактическими материалами для обследования и коррекционной работы (альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры  слов; пособие для развития дыхания «Послушный ветерок», предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; алгоритмы для составления рассказов, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений; лото, домино по изучаемым лексическим темам (Игрушки, Птицы)) и др.

Методический кабинет оснащен п компьютером, принтером, методической литературой, пособиями, материалами для педагогической деятельности и т.д.

Медицинский блок состоит из медицинского кабинета и изолятора. Оборудование: письменный стол, стулья, шкаф для хранения медикаментов, манипуляционный столик для средств оказания неотложной помощи, весы медицинские, ростомер, термометр медицинский, лотки, шпатели, кварцевая лампа, кушетка для осмотра детей, холодильник и др.

о приспособленных объектах для проведения практических занятий:

Групповые комнаты используются для занятий игровой деятельности, кружковой и индивидуальной работы, оздоровительных мероприятий. Группы оснащены необходимым оборудованием, игровыми материалами: мягкой мебелью, центрами развития сюжетно-ролевых игр, дидактическими и настольно-печатными играми, уголками ПДД, уголками природы с комнатными растениями, уголками по художественно-эстетическому развитию, исследовательскими лабораториями для экспериментирования. Во всех группах имеются музыкальные центры для прослушивания песен и музыки, проведения гимнастики и праздников. В одной из групп в рамках Программы «Доступная среда Самарской области» расширены дверные проемы и оборудован санузел для инвалидов.

Музыкальный и спортивный залы используются для проведения музыкальный занятий, спортивных праздников, различных досугов, праздников. В зале имеются пианино,  мультимедийный проектор, музыкальный центр. Для спортивных занятий, соревнований, оздоровительных мероприятий предусмотрены спортивный инвентарь и спортивные снаряды, тренажеры, мягкие модули и современное игровое оборудование.

о приспособленной(ых) библиотеке(ах):

Наличие библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Помещение для размещения библиотеки отсутствует. Книжный фонд методической, энциклопедической и художественной литературы находится в методическом кабинете детского сада. В детском саду отсутствует литература для инвалидов по зрению.

о специальных объектах спорта:

Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Игровые участки.

За каждой группой закреплен участок, 9 групп оснащены теневыми навесами, 11 групп песочницами, скамейками. Ежегодно весной на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует санитарно – гигиеническим нормам, имеет сертификат качества. Песочницы закрыты крышками.

Спортивная площадка оборудована гимнастической стенкой для выполнения спортивных упражнений.

о приспособленных средствах обучения и воспитания:

Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:

Обеспечение доступа в здание детского садика инвалидов и лиц с ОВЗ

Для обеспечения “равного доступа к образованию” для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду доступно инвалидам с нарушениями умственного развития, для инвалидов – соматиков, доступно частично для инвалидов, передвигающихся на коляске, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, доступно условно для инвалидов по слуху, зрению.

Доступно для  лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)  — тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость и др.

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ (ОСИ)

о специальных условиях питания:

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Пищеблок детского сада оборудован моечными, стеллажами для посуды, раковинами для мытья рук, водонагревателем, кипятильником, контрольными весами, электроплитой, духовым (жарочным) шкафом, электросковородой, мясорубкой, протирочной машиной, разделочными столами, холодильными и морозильными камерами. Имеется отдельная кладовая для хранения продуктов питания.

С 01 января 2021 г. вступили в действия новые санитарно-эпидемиологических правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». На основании новых СанПиН строится 10—дневное меню для детей. Продукция принимается в соответствии с сертификатами качества, приготовление блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами.

В рацион питания включены все основные группы продуктов питания: мясо, рыба, молоко, молочные продукты, пищевые жиры, яйца, овощи, фрукты, сахар, хлеб, кондитерские изделия, крупы и др.

Ежемесячно, ежеквартально и в конце календарного года проводится анализ выполнения питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность.

В детском саду организовано четырехразовое питание: завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник (уплотнённый). Медицинская сестра совместно с бракеражной комиссией, утвержденной приказом директора Учреждения систематически осуществляет контроль над правильностью обработки продуктов, закладкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи. Особенно тщательно контролирует правильность хранения и реализации продуктов. Ежедневно проводится витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой. Соблюдается питьевой режим, записи вносятся в журнал контроля так же ежедневно.  

В детском саду работает специалист по закупкам товаров, работ, услуг для нужд детского сада «Светлячок», в том числе продуктов питания. Назначены ответственные лица по работе в автоматизированной электронной системе Россельхознадзора «Меркурий» за приобретением качественных продуктов питания, таких как мясная, молочная и  рыбная продукция.

В детском саду организован административно-общественный контроль за организацией и качеством питания воспитанников, в состав которой входит представитель родительской общественности. Члены комиссии организуют свою работу в соответствии с Планом-графиком.

о специальных условиях охраны здоровья:

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду направлена на улучшение и сохранение здоровья. Охрана здоровья в детском саду – основная задача. О наличии заболеваний сообщают медицинской сестре. В случае возникновения вспышек вирусных заболеваний, группы закрываются на карантин. Помещения всего детского сада ежедневно проветриваются и обрабатываются согласно номам СанПиН. С самых первых дней посещения детского сада воспитатели занимаются формированием культурно-гигиенических навыков у детей. Воспитательно-образовательный процесс направлен на физическое развитие дошкольников, созданы оптимальные условия пребывания детей, комплекс оздоровительных мероприятий зависит от времени года, так же существует комплекс мероприятий, направленный на снижение заболеваемости детей (кварцевание, проветривание, занятия физической культурой, ежедневная утренняя гимнастика, организация прогулок на свежем воздухе, поддержание температурного режима, просветительская работа с родителями и др.).

о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду имеется 2 компьютера, 1 ноутбук. Ноутбук и 2 компьютера подключены к сети Интернет. Скорость доступа не менее 5 Мбит/с.  

В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте детского сада:

– сайт адаптирован для слабовидящих и лиц с нарушением зрения (установлена версия для слабовидящих);

– изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам http://svetlyachok.minobr63.ru;

– консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через сайт  http://svetlyachok.minobr63.ru/?page_id=120 и  электронную почту детского сада  e-mail:   doo_svetlyachok_knl@samara.edu.ru

– телефон доверия (горячей линии) по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ТЕЛ. 8 (800)222-55-71, а также контактные телефоны иных руководящих работников, расположенные на сайте.

Компьютерные технологии активно используются воспитателями и специалистами детского сада для оснащения процесса работы с детьми, при проведении родительских собраний, районных методических объединений, праздников. В методическом кабинете имеется педагогическая, справочная и детская литература, необходимый наглядный материал, медиатека с большим количеством программ по различным видам деятельности, мультимедийные презентации, демонстрационные материалы, аудио-файлы.

 о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ:

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Педагоги имеют доступ и ЭОР с компьютеров в методическом кабинете, с выходом в сеть Интернет.

Воспитанники не имеют доступа к сети Интернет.

Для организации работы с детьми педагоги используют ЭОР:

  1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
  2. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
  3. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http://sci-innov.ru/
  4. Электронная библиотека учебников и методических материалов  http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.77
  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
  6. Министерство образования и науки Самарской области http://www.educat.samregion.ru/
  7. Министерство образования и науки РФ http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
  8. «Обруч» иллюстрированнный научно-популярный журнал, для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей http://www.obruch.ru/
  9. Издательский дом «Воспитание дошкольника» (журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Здоровье дошкольника»  http://dovosp.ru/
  10. Детский портал «Солнышко»  http://www.solnet.ee/
  11. «Управление дошкольным образовательным учреждением» журнал для руководителей и методистов ДОУ  http://www.udou.ru/
  12. Объединенная издательская группа «Дрофа — Ветана» https://drofa-ventana.ru
  13. Издательство «Русское слово» http://русское-слово.рф
  14. Компания «Светоч»  http://www.sveto.ru
  15. Детские электронные пособия и клипы http://www.viki.rdf.ru/
  16. Сайт «Детсад» (папки-передвижки, методические наработки, наглядный материал, сценарии, аудиосказки и т.д.)   http://www.detsad-kitty.ru/
  17. Сайт для детей и взрослых «Чудесенка« Детские песни(минусовки)   http://chudesenka.ru/
  18. Детский развивающий портал   http://pochemu4ka.ru/
  19. Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee

Тексты сказок разных народов и писателей-сказочников, а также стихи и рассказы для детей.

  1. «Лукошко сказок» — сказки для детей http://www.lukoshko.net/

Детские стихотворения и песни, посвященные различным праздникам, животным, временам года:

  1. «Лель» — стихи и песни для детей http://lel.khv.ru/
  2. «Сказочная страна» — коллекция сказок народов мира http://skazki.org.ru/

Возможность скачать тексты произведений детской литературы.

  1. «Библиотека для детей» — электронная библиотека http://www.deti-book.info/

Авторские и народные сказки, загадки, детские стихи и рассказы, биографии писателей, пословицы и поговорки, считалки, раскраски:

  1. «В гостях у Василисы» — сказки для детей http://www.deti-lit.ru/
  2. «Detskiy-mir» — детский портал http://www.detskiy-mir.net/
  3. «Твиди.ру» — детский развлекательный портал http://www.tvidi.ru/ch/Main/

о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате – нет общежития, интерната;

о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет общежития, интерната.